Управление образования городского округа Первоуральск Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» Принята к реализации с изменениями на заседании методического совета МБОУ ДО «ЦДО» Протокол от 28.03.2023 №8 Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Шесть струн» Возраст категория: 9 - 18 лет Срок реализации: 3 года Автор-разработчик Кудряшов Андрей Александрович, педагог дополнительного образования г. Первоуральск 2023 г. 1.1 Информационный лист ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «КРУЖОК ГИТАРНОЙ ПЕСНИ И ГИТАРНОЙ МИНИАТЮРЫ «ШЕСТЬ СТРУН» .... Error! Bookmark not defined. 1.1 Информационный лист ...................................................................................... 2 2.1 Пояснительная записка ...................................................................................... 4 2.1.1 Нормативная база ............................................................................................ 4 2.1.2 Направленность программы ........................................................................... 5 2.1.3 Актуальность программы ............................................................................... 6 2.1.4 Особенность программы. ................................................................................ 7 Педагогическая целесообразность .......................................................................... 8 Отличительная особенность .................................................................................... 8 2.1.5 Адресат программы ......................................................................................... 8 2.1.6 Режим занятий ................................................................................................. 9 2.1.7 Объем программы ........................................................................................... 9 2.1.8 Срок освоения .................................................................................................. 9 2.1.9 Уровневость ..................................................................................................... 9 2.1.10 Формы обучения .......................................................................................... 10 2.1.11 Виды занятий ............................................................................................... 11 2.1.12.Формы подведения результатов ................................................................. 11 2.2 Цели и задачи.................................................................................................... 13 2.3 Содержание программы ................................................................................... 15 2.3.1 Учебный план ................................................................................................ 15 2.3.1.1 Учебно-тематические планы...................................................................... 16 2.3.2 Содержание учебно-тематического плана ................................................... 19 2.4 Планируемые результаты ................................................................................ 25 3.1. Условия реализации программы .................................................................... 28 3.2. Оценка качества освоения программы ........................................................... 29 3.3 Оценочные материалы ................................................................................... 344 3.3.1.Оценочные материалы (пакет диагностических методик) ........................ 344 2 3.3.2.Система мониторинга результатов ............................................................. 355 3.4. Методические материалы ............................................................................. 377 4. Список литературы ........................................................................................ 3838 5. Приложения к программе .................................................................................. 39 Репертуарный план ............................................................................................ 3939 6. Аннотация к программе ..................................................................................... 41 3 2.1 Пояснительная записка 2.1.1 Нормативная база Дополнительная общеобразовательная программа «Кружок гитарной песни и гитарной миниатюры «Шесть струн» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»). 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р). 3. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические Требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН). 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 8. Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д «Об утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях». 9. Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 04.03.2022 №219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д. 10. Устав МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» г. Первоуральск. 4 11. Положение о разработке дополнительных Общеобразовательных общеразвивающих программ МБОУ ДО «ЦДО». 12. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 2.1.2 Направленность программы Данная программа имеет художественную направленность. Программа направлена на: формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии; развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности художественному творчеству; создание условий для развития ребенка; развитие мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур; интеллектуальное и духовное развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Программа «Кружок гитарной песни и гитарной миниатюры «Шесть струн» является: по содержанию - художественной по функциональному предназначению - учебно-познавательной, предпрофессиональной, общекультурной по форме организации - индивидуально ориентированной, групповой, клубной, общедоступной по времени реализации – трехгодичной 5 2.1.3 Актуальность программы Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует: созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством; формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся. Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки; оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие; способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству; позволяет молодому поколению приобщиться к миру прекрасного через освоение гитары как музыкального инструмента. Занятия в творческом объединении по овладению игрой на гитаре воспитывают художественный вкус, развивают музыкальный кругозор, позволяют выразить себя в творчестве, приносят радость общения. Любой ребенок, независимо от уровня музыкальных способностей, может научиться играть и петь. Актуальность программы определяется: определением и выбором учащимися (ещё на стадии школьного обучения) дальнейшего профессионального развития, обучения и освоения конкретных специальностей; более лёгкой адаптацией «во взрослой» жизни. 6 Музыкально-поэтическое творчество является составной частью народного искусства и уходит своими корнями в далекое прошлое. С давних времен человек стремился к музыке и поэзии. Эти два направления искусства развивались и развиваются в основном независимо друг от друга, однако между ними существует неразрывная связь. Если поэзия позволяет более точно донести до сознания человека мысли в форме отточенных фраз, то музыка, создавая определенное настроение, заставляет более тонко понять смысл поэтических образов. На протяжении всех времен музыка и поэзия сливались воедино и звучали в народных напевах, балладах, песнях, романсах, частушках, прибаутках. Таким образом, формировалось народное искусство, называемое музыкально-поэтическим творчеством. Музыкально-поэтическое наследие является составной частью народного искусства и заслуживает внимания, как у исследователей народного искусства, так и у исполнителей музыкальнопоэтических произведений. 2.1.4 Особенность программы. Программа является модифицированной, построена на основе авторской программы Мальцева В. С. «Обучение искусству аккомпанемента и пения под гитару», авторской программы Борисенко Н.В. «Гитарная песня». Впервые расширено понятие «Музыкальная грамота» для «донотного периода» обучения или «безнотоного» обучения, т.е. игры по табулатурам и цифровкам, подбору по слуху, с последующим знакомством с элементами нотной грамоты, постижения «устройства» музыки вообще и отдельного произведения в частности (гармония и композиция), основных музыкальных законов и правил. Педагогическая целесообразность 1. Данная дополнительная общеобразовательная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. освоение инструмента начинается с практики, как это происходило бы во дворе в подростковом коллективе. Потом даются музыкальные термины для тех навыков, которыми овладели дети. 2. С учетом сложности освоения гитары как музыкального инструмента, программа составлена по принципу от простого к сложному, давая возможность обучающимся постепенно овладеть навыками игры. В зависимости от индивидуальных способностей обучающиеся могут освоить только часть программы, тем не менее, этого будет достаточно для исполнения песен и романсов под гитару с использованием простейших аккордов. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками является педагогически целесообразным. 7 3. Программный материал осваивается поэтапно, в зависимости от возраста и индивидуальных данных ребенка. В работе учитываются психофизические особенности детей. Особенности голосового аппарата детей разного возраста сказываются на подборе песенного репертуара. В среднем школьном возрасте также учитывается мутация, свойственная детям в этом возрасте. Большая эмоциональная отзывчивость детей, их стремление к познанию нового способствует активному включению детей в работу творческого объединения, стремлению самостоятельно исполнять музыкальные произведения. Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. 2.1.5 Адресат программы Возраст участвующих в реализации данной образовательной программы: от 9 до 18 лет. Дети 9-11 лет способны выполнять предлагаемые задания на стартовом уровне. Дети 12-13 лет способны выполнять предлагаемые задания на базовом уровне. Дети 14-18 лет способны выполнять предлагаемые задания на продвинутом уровне. Кроме того, весьма целесообразны группы разновозрастного состава (с учетом особенностей работы с каждым из возрастов, возрастных и психофизических особенностей). Такой подход позволяет детям приобрести навыки работы в коллективе, привить вежливость к старшим и терпение к младшим, понятия взаимопомощи и взаимовыручки, осознать и обрести свою сильную сторону, собственную значимость. Таким образом, им не нужно будет больше искать свою уникальность среди неформальных молодёжных направлений. 8 2.1.6 Режим занятий Режим занятий – 4 часа в неделю (2 раза по 2 академических часа (45 мин) с перерывом на отдых (15 мин)). В год - 144 академических часа. 2.1.7 Объем программы Объем программы - 432 часа: первый год обучения - 144 часа, 36 недель, 9 месяцев. второй год обучения - 144 часа, 36 недель, 9 месяцев. третий год обучения - 144 часа, 36 недель, 9 месяцев. 2.1.8 Срок освоения 3 года. 2.1.9 Уровневость Программа предполагает несколько уровней обучения. Каждый учащийся имеет доступ к любому из уровней, соответствующему его возрастным и индивидуальным особенностям, определяющим его готовность к освоению содержания Программы. Стартовый уровень Стартовый уровень (первый год обучения) предполагает сочетание групповых и индивидуальных занятий, изучение простейших аккордов, координацию левой и правой руки. Изучение нотной грамоты. Работу над вокалом. Базовый уровень Базовый уровень (второй год обучения) предполагает более обширное изучение аккомпанемента, изучение различных способов игры правой рукой, работу в трёх тональностях, деление гитар на партии. К концу второго года обучения должны сформироваться разнообразные группы: солисты, дуэты, трио и т.д. в зависимости от интересов и желания детей. Продвинутый уровень Продвинутый уровень (третий год обучения) предполагает серьёзное изучение теории музыки, дети должны научиться переносить аккордовые функции из тональности в тональность, научиться делать модуляции, освоить приём "баррэ". 9 Ведущими идеями, на которых базируется программа, является упор на самостоятельный поиск ребенка знаний и материалов, используемых в обучении, предоставление возможности достичь успеха в ряде дел, совместную творческую деятельность, включение каждого ребенка в активную деятельность на уровне его потенциальных возможностей, воздействие на эмоциональную и интеллектуальную сферу личности подростка. Музыкальные занятия по данной программе способствуют развитию у детей музыкального слуха, чистоты интонации, чувства ритма, расширяют диапазон певческого голоса. 2.1.10 Формы обучения очная (аудиторные занятия); очно-дистанционная (сочетание очных занятий и электронного обучения) или дистанционная (обучение с использованием дистанционных образовательных технологий); групповая (занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав группы –6-8 человек) или индивидуальная. По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная (фронтальная работа сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами) при необходимости - групповая, индивидуальная По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: лекция; семинар; практикум; отчетный концерт. По дидактической цели: вводное занятие; занятие по углублению знаний; практическое занятие; комбинированные формы занятий. Занятия по программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую, самостоятельную, студийную деятельность детей. 10 Данная программа может быть реализована как очно, так и дистанционно. Дистанционное обучение происходит онлайн в соответствии с государственными рекомендациями и строится на основе основных форм обучения: веб-занятия – дистанционные уроки; чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чаттехнологий (чат-занятия проводятся синхронно, то есть все ученики имеют одновременный доступ к чату); теле и видеоконференции (проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты; для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач; видео-уроки; электронная почта (в том числе и списки рассылки). Дистанционные занятия проводятся в соответствии с рекомендациями СанПиН 2.4.4.3172 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (вместе с «СанПиН 2.4.4.317214.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...»). Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: цели, содержание, организационные формы, средства обучения, системы контроля и оценки результатов. 2.1.11 Виды занятий: традиционное занятие; комбинированное занятие; лекция; семинар; практическое занятие; тренинг; концерт; репетиция. 2.1.12.Формы подведения результатов Формы и методы контроля, специфичные для системы дополнительного образования: 11 конкурсы; смотры; уроки-концерты; отчётные концерты. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме урока-концерта или отчётного концерта. В конце года готовится отчетный концерт, в котором участвуют обучающиеся, педагог, в качестве зрителей - родители, другие педагоги и представители администрации ЦДО, гости клуба. 12 2.2 Цель и задачи 2.2.1 Цель программы Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами любительско-бытового музицирования на шестиструнной гитаре и пения под аккомпанемент в условиях клуба по месту жительства. Каждый обучающийся в процессе обучения должен освоить: строение гитары, основные аккорды, приёмы игры правой рукой, технику пения, соединение игры и пения в едином ритмическом и гармоническом рисунке, элементарную теорию музыки. 2.2.2.Задачи программы Образовательные (предметные): 1. обучить навыкам игры на инструменте; 2. обучить основным техническим приёмам игры; 3. изучить средства музыкальной выразительности при игре; 4. изучить различные виды и жанров музыки; 5. изучить основы теории музыкального языка. Развивающие (метапредметные): 1. развить музыкальные способности, творческого начала; 2. развить музыкальный вкус, образное восприятие музыки и эстетики музыкальное восприятие; 3. развить гармонический и мелодический слух; 4. развить навыки сценического поведения и исполнительства; 5. развить артистические способности; 6. развить эмоциональные качества у детей средствами музыкальных занятий; 7. развить координацию, гибкость, пластику кистевого аппарата; 8. развить интеллект, память, аналитические способности; 9. развить внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию через этюды, упражнения, исполнений репертуара; 10. совершенствовать речь через применение терминологии, характерной для музыкальной деятельности; 11. развить познавательный процесс; 12. развить мышление: умение анализировать, обобщать, систематизировать. Воспитательные (личностные): 1. формировать чувство ответственности, самоконтроля и самооценка; 13 коммуникабельности, 2. формировать аналитическое отношение к исполнительству – и своему, и других; 3. привить способность к самостоятельной работе - над произведениями, анализу: как музыки, так и окружающей жизни вообще; 4. формировать личностные выдержки, настойчивости. качества 14 человека: воли, трудолюбия, 2.3 Содержание программы 2.3.1 Учебный план Общее Перечень разделов кол-во часов 1 год 2 год 3 год Введение. Техника безопасности 16 4 4 8 Аккорды и их применение 50 50 - - Аккорды тональности ля минор, до мажор, ми минор, соль мажор без применения «баррэ». 88 - 40 48 Дополнительные приемы игры правой рукой 70 - 40 30 Гармония и аккорды 20 - 20 - Основы музыкальной грамоты 64 20 20 24 Основные технические приёмы игры 40 40 - - Развитие навыков пения 10 10 - - Музыкально-поэтическое наследие 8 - 8 - Приём "баррэ" 14 - - 14 52 20 12 20 432 144 144 144 Концертная деятельность. Итоговые занятия Всего: 15 2.3.1.1 Учебно-тематические планы 1 год обучения Цель первого года обучения – изучить простейшие аккорды, координации левой и правой руки, изучить нотную грамоту. Общее кол-во часов Теория Практик а I Введение. Техника безопасности 4 4 - II Аккорды и их применение 50 4 46 III Основы музыкальной грамоты 20 10 10 IV Основные технические приёмы игры 40 6 34 V Развитие навыков пения 10 2 8 VI Концертная деятельность. Итоговые занятия 20 4 16 144 30 114 Перечень разделов Итого: К концу первого учебного года обучающиеся должны знать: жанры музыкально-поэтического народного творчества; иметь представление о творчестве поэтов прошлого и настоящего, о музыкантах-гитаристах, знать творчество известных авторов; расположение звуков на нотном стане в скрипичном ключе; обозначения длительностей и их названия. уметь: исполнять несложные песни и романсы; грамотно читать нотные обозначения аккордов и находить их на инструменте; овладеть основными приемами игры на гитаре на уровне применения простых аккордов; самостоятельно подбирать по слуху аккомпанемент знакомых песен и мелодий; сопровождать песенный материал разнообразными приемами игры. 16 Контроль Форма - зачетные занятия по темам и произведениям в виде: диалога «педагог – учащийся» исполнения 1-2 произведений из репертуара Методы – словесный и наглядный: наблюдение (прослушивание), беседа (собеседование) Способы подведения итогов реализации программы: промежуточная аттестация (декабрь) – в форме зачетного занятия; итоговая аттестация проводится (май) – в форме экзамена-концерта, итоги участия в конкурсах, концертах, фестивалях. 2 год обучения Цель второго года обучения – изучить различные способы игры правой рукой, работу в трех тональностей, деление гитар на партии. Общее кол-во часов Теория Практика I Повторение материала за первый год обучения. Техника безопасности. 4 4 - II Аккорды тональности ля минор без применения «баррэ». 40 4 36 III Дополнительные приемы игры правой рукой. 40 6 34 IV Гармония и аккорды. 20 10 10 V Музыкальная грамота. 20 10 10 VI Музыкально-поэтическое наследие. 8 4 4 12 2 10 144 40 104 Перечень разделов VII Концертная деятельность, итоговые занятия Итого: К концу второго учебного года обучающиеся должны знать: жанры музыкально-поэтического народного творчества; 17 иметь представление о творчестве поэтов прошлого и настоящего, о музыкантах-гитаристах, знать творчество известных авторов; обозначение комбинированных длительностей; буквенно-цифровые условные обозначения; аппликатуру, позиции. уметь: уверенно играть в тональности ля минор. Контроль Форма - зачетные занятия по темам и произведениям в виде: диалога «педагог – учащийся» исполнения 1-2 произведений из репертуара Методы – словесный и наглядный: наблюдение(прослушивание), беседа(собеседование) Способы подведения итогов реализации программы: промежуточная аттестация (декабрь) – в форме зачетного занятия; итоговая аттестация проводится (май) – в форме экзамена-концерта, итоги участия в конкурсах, концертах, фестивалях . 3 год обучения Цель третьего года обучения – научить переносить аккордовые функции из тональности в тональность, научиться делать модуляции, освоить прием «баре». Общее кол-во часов Теория Практик а I. Повторение материала за второй год обучения. Техника безопасности. 8 4 4 II. Аккорды тональности ля минор, до мажор, ми минор, соль мажор без применения «баррэ». 48 4 44 III. Дополнительные приемы игры правой рукой. 30 4 26 IV. Приём "баррэ". 14 4 10 V. Музыкальная грамота. 24 14 10 Перечень разделов 18 VI. Концертная деятельность, итоговые занятия Итого: 20 4 16 144 54 138 К концу третьего учебного года обучающиеся должны знать: жанры музыкально-поэтического народного творчества; иметь представление о творчестве поэтов прошлого и настоящего, о музыкантах-гитаристах, знать творчество известных авторов; правила переноса из одной тональности в другую; логику построения аккордов с приемом "баррэ"; уметь: уверенно играть в тональностях: ля минор, до мажор, ми минор, соль мажор, ре минор, фа-мажор; уверенно использовать приём "баррэ" в случае необходимости применительно к любой тональности и позиции. Контроль Форма - зачетные занятия по темам и произведениям в виде: диалога «педагог – учащийся» исполнения 1-2 произведений из репертуара Методы – словесный и наглядный: наблюдение(прослушивание), беседа(собеседование) Способы подведения итогов реализации программы: промежуточная аттестация (декабрь) – в форме зачетного занятия; итоговая аттестация проводится (май) – в форме экзамена-концерта, итоги участия в конкурсах, концертах, фестивалях. 2.3.2 Содержание учебно-тематического плана Первый год обучения Тема 1. Введение. Инструктаж по правилам ТБ. Теория. Народное музыкально-поэтическое творчество, значение гитары как инструмента, позволяющего соединить вместе музыку и поэзию. История гитары, устройство гитары, рекомендации по выбору гитары. Особенности гитары как аккомпанирующего и солирующего инструмента. Примеры 19 исполнения под гитару песен, романсов, музыкальных пьес. Бардовское направление в музыке. Инструктаж по технике безопасности. Тема 2. Аккорды и их применение. Теория. Простейшие аккорды и их применение. Правила взятия простейших аккордов на гитаре, варианты аппликатуры, переходы с аккорда на аккорд. Полные аккорды и их применение. Целесообразность применения полных аккордов, правила их взятия на гитаре, варианты аппликатуры, правила перехода с аккорда на аккорд. Практика. Отработка положения правой и левой руки; упражнения для правой руки с применением аккордов, переходы с аккорда на аккорд. Разучивание и обыгрывание простейших мелодий и песен из 2-3 аккордов и более сложных. Варианты применения аккордов, правила перехода с аккорда на аккорд. Материал закрепляется разучиванием песен. Тема 3. Основы музыкальной грамоты. Теория: Тема содержит вопросы по изучению элементарной нотной грамоты, включая название нот, обозначение, расположение на нотном стане, о расположении звуков на грифе гитары, о знаках альтерации. Длительность нот, пауз, такт, тактовый размер, связь тактового размера с ритмом. Мажор и минор. Работа над гаммами с одним знаком. Научить детей определять на слух мажорные трезвучия и минорные. Практика: Работа над гаммами без знаков, разучивание произведений по нотам за 1-2 класс музыкальной школы. Анализ музыкальных примеров, доля, такт, определение размеров 2/4, 3/4. Упражнения по теме: чтение ритмов, тактирование, чтение с листа. Пение ступеней мажора и минора. Построение мажорных и минорных трезвучий. Построение аккордов на инструменте. Тема 4. Основные технические приемы игры. Теория. Основные приемы игры: арпеджио, легато, глиссандо, игра щипком и боем, примеры их применения. 20 Практика: отработка приемов в процессе разучивания и исполнения песен и романсов. Тема 5. Развитие навыков пения Теория: Далеко не все обучающиеся в достаточной степени обладают способностью петь, на данном этапе целесообразно использовать наиболее лёгкие, и лучше знакомые вокальные произведения. Необходимо обратить внимание на дыхание, правильность интонации, чувство ритма. Практика: Отрабатывается в упражнениях и в песенном репертуаре. Тема 6. Концертная деятельность. Итоговые занятия. Теория: Обучение правильному поведению на сцене. Практика: Работа по преодолению неуверенности. Развитие внутренней собранности перед выступлением, артистичности. Второй год обучения Тема 1. Повторение материала за первый год обучения. Техника безопасности. Теория: Обзор материала пройденного за первый год обучения: повторение аккордов и технических приёмов игры. Практика: Техника безопасности. Тема 2. Аккорды тональности ля минор и ми минор без применения «баррэ». Теория: Изучение аккордов данных тональностей. Практика: Работа над переходом от аккорда к аккорду. Работа над песенным репертуаром с разными техническими приёмами. Тема 3. Дополнительные приёмы игры правой рукой. Теория: Изучаются конкретные случаи и их применение. Большое внимание уделяется проведению мелодических линий на тонких и басовых струнах с сохранением гармонии. 21 Практика: Отработка данных приёмов на песенном репертуаре. Тема 4. Гармония и аккорды. Теория. Гармония в музыке; взаимное соответствие мелодии и аккордов; применение аккордов с учетом необходимости их соответствия мелодической линии, а также с учетом наиболее часто встречающихся последовательностей в чередовании аккордов. Тональность, транспонирование, модуляция. Выбор тональности в зависимости от диапазона голоса. Практика: практическое применение в исполнении. Тема 5. Музыкальная грамота. Теория: расширение знаний нотной грамоты, знаки альтерации. Паузы, такт, тактовый размер, связь тактового размера с ритмом. Мажор и минор. Работа над гаммами с одним знаком. Научить детей определять на слух мажорные трезвучия и минорные. Практика: Работа над гаммами без знаков, разучивание произведений по нотам за 1-2 класс музыкальной школы. Анализ музыкальных примеров, доля, такт, определение размеров 2/4, 3/4. Упражнения по теме: чтение ритмов, тактирование, чтение с листа. Пение ступеней мажора и минора. Построение мажорных и минорных трезвучий. Построение аккордов на инструменте. Тема 6. Музыкально-поэтическое наследие. Теория. Знакомство с творчеством классиков бардовской песни и авторовисполнителей: Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Визбор, А. Розенбаум, О. Митяев. Практика. Музыкальная гостиная по творчеству бардов. Тема 7. Концертная деятельность. Итоговые занятия. Теория: Обучение правильному поведению на сцене. Практика: Работа по преодолению неуверенности. Развитие внутренней собранности перед выступлением, артистичности. 22 Третий год обучения Тема 1. Повторение материала за второй год обучения. Техника безопасности. Теория: Обзор материала, пройденного за второй год обучения: повторение аккордов и технических приёмов игры. Практика: Техника безопасности. Тема 2. Аккорды тональности ля минор, до мажор, ми минор, соль мажор без применения «баррэ». Теория: Изучение аккордов данных тональностей. Практика: Работа над переходом от аккорда к аккорду. Работа над песенным репертуаром с разными техническими приёмами. Тема 3. Дополнительные приёмы игры правой рукой. Теория: Изучаются наиболее сложные приёмы игры: пунктирные ритмы, комбинирование приёмов, включение в песни сольных фрагментов мелодии. Практика: Отработка данных приёмов на песенном репертуаре. Тема 4. Приём "баррэ". Теория. Раскрывается принцип применения приёма, как наиболее сложного в гитарной практике, изучаются правила взятия аккордов на гитаре, варианты аппликатуры, правила перехода от аккорда к аккорду. Практика: практическое применение в исполнении. Тема 5. Музыкальная грамота. Теория: расширение знаний нотной грамоты. Кварто-квинтовый круг, понятие тональности. Строение мажорных и минорных аккордов. Работа над гаммами с двумя знаками. Цифровые обозначения и их расшифровка. Практика: Работа над гаммами с двумя знаками, разучивание произведений по нотам за 2-3 класс музыкальной школы. Анализ музыкальных примеров: определение тональности и основных аккордов произведения. Упражнения по теме: чтение ритмов, тактирование, чтение с листа. Пение ступеней мажора и минора. Построение мажорных и минорных трезвучий. Построение аккордов на инструменте. 23 Тема 6. Музыкально-поэтическое наследие. Теория. Знакомство с творчеством классиков «самодеятельной» песни: Б. Окуджава, В. Высоцкий, Ю. Визбор, А. Розенбаум, О. Митяев и т.д., а также с нашими современниками: В. Вотинцева, Е. Бушуева, А. Боханцев, Мищуки и т.д. Практика. Музыкальная гостиная по творчеству бардов. Тема 7. Концертная деятельность. Итоговые занятия. Теория: Обучение правильному поведению на сцене. Практика: Работа по преодолению неуверенности. Развитие внутренней собранности перед выступлением, артистичности. 24 2.4 Планируемые результаты 2.4.1 Результат всего курса обучения 2.4.2 Метапредметные По итогам освоения программы учащиеся выработают: музыкальный вкус; чувство меры и образное восприятие искусства; навыки коллективной работы (ансамблевого исполнения); музыкальный мелодический и гармонический слух; интеллект; музыкальный кругозор. приобретут: навык к анализу исполнительского мастерства; навыки сценического поведения и исполнительства; 2.4.3 Личностные (развивающие) По итогам освоения программы учащиеся: приобретут такие личностные качества как: воля; трудолюбие; усидчивость; выдержка; ответственность; разовьют: память; образное мышление; коммуникативные качества. 2.4.4 Предметные (обучающие) 1 год обучения. По итогам освоения теоретической части учащиеся будут: • знать: жанры музыкально-поэтического народного творчества; иметь представление о творчестве поэтов прошлого и настоящего, о музыкантах-гитаристах, знать творчество известных авторов; расположение звуков на нотном стане в скрипичном ключе; обозначения длительностей и их названия. 25 По итогам освоения теоретической части учащиеся будут: • уметь: исполнять несложные песни и романсы; грамотно читать нотные обозначения аккордов и находить их на инструменте, овладеть основными приемами игры на гитаре на уровне применения простых аккордов; самостоятельно подбирать по слуху аккомпанемент знакомых песен и мелодий; сопровождать песенный материал разнообразными приемами игры. 2 год обучения. По итогам освоения теоретической части учащиеся будут: • знать: обозначение комбинированных длительностей; буквенно-цифровые условные обозначения; аппликатуру, позиции; иметь представление о творчестве поэтов прошлого и настоящего, о музыкантах-гитаристах, знать творчество известных авторов; По итогам освоения теоретической части учащиеся будут: • уметь: уверенно играть в тональности ля минор. 3 год обучения. По итогам освоения теоретической части учащиеся будут: знать: правила переноса из одной тональности в другую; логику построения аккордов с приемом "баррэ"; По итогам освоения теоретической части учащиеся будут: уметь: уверенно играть в тональностях: ля минор, до мажор, ми минор, соль мажор, ре минор, фа-мажор; уверенно использовать приём "баррэ" в случае необходимости применительно к любой тональности и позиции. 26 По итогам освоения полного курса программы учащиеся будут: знать: жанры музыкально-поэтического народного творчества; иметь представление о творчестве поэтов прошлого и настоящего, о музыкантах-гитаристах, знать творчество известных авторов; расположение звуков на нотном стане в скрипичном ключе; обозначения длительностей и их названия. обозначение комбинированных длительностей; буквенно-цифровые условные обозначения; аппликатуру, позиции. правила переноса из одной тональности в другую; логику построения аккордов с приемом "баррэ"; уметь: исполнять несложные песни и романсы; грамотно читать нотные обозначения аккордов и находить их на инструменте, овладеть основными приемами игры на гитаре на уровне применения простых аккордов; самостоятельно подбирать по слуху аккомпанемент знакомых песен и мелодий; сопровождать песенный материал разнообразными приемами игры уверенно использовать приём "баррэ" в случае необходимости применительно к любой тональности и позиции уверенно играть в тональностях: Ля минор, Соль мажор, Ми минор, До мажор, Ре минор; владеть: основными приемами игры на гитаре; навыками чтения с листа и подбором музыкальных произведений на инструменте; навыками игры аккомпанемента к мелодии или песне; навыками пения под аккомпанемент. 27 3.1. Условия реализации программы 3.1.1.Материально-технические: 1. инструмент (личный для каждого учащегося); 2. аудитория для занятий; 3. стулья; 4. подставки (под ноги); 5. пюпитры; 6. фонд музыкальных материалов известных музыкантов; 7. гитарные тюнеры; 8. метроном и тон-генератор; 9. звукоусиливающая аппаратура; 10. доска меловая, либо грифельная, либо White Board с маркерами; 11. ПК с необходимым ПО (секвенсоры Cockos Reaper, TuxGuitar, нотатор Muse Score). 3.1.2.Информационое обеспечение указанное выше ПО (программное обеспечение), установленное на персональных домашних компьютерах обучающихся, либо аналогичное для КПК, планшетных ПК, смарт-устройств либо смартфонов. 3.1.3.Кадровое обеспечение Программу реализует педагог(и) дополнительного образования. Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6. 3.1.4. Методические материалы Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: аудио- и видеозаписи произведений из примерного перечня произведений к зачету и экзамену п.п 3.3.1 п.3.3 «Оценочные материалы» данной программы (10 -15 шт. на группу для раздачи на флеш-накопители для самостоятельного изучения); тексты слов и нотные тексты (табы) произведений из примерного перечня произведений к зачету и экзамену п.п. 3.3.1 п.3.3 «Оценочные материалы» данной программы, (10 -15 шт. на группу для раздачи); брошюры аккордов и аккордовых сеток для раздачи обучающимся для индивидуального пользования и самостоятельного изучения. 28 3.2. Оценка качества освоения программы 3.2.1.Формы аттестации/контроля (зачет, соревнования, выставки, отчетный концерт и т.д.) Мероприятия промежуточной и итоговой аттестации проводятся в конце учебного полугодия и реализуются в следующих формах: а) контрольный урок (прослушивание), б) зачет (в виде технического зачета, академического концерта, открытого концерта, прослушивания. Мероприятия итоговой аттестации по учебному предмету проводятся в выпускном классе по окончании третьего года обучения и реализуются в форме экзамена в виде академического концерта либо открытого итогового концерта. 1 год обучения В первом полугодии - зачет в форме академического концерта: исполнение 1-2 (разнохарактерных) произведений. Во втором полугодии - зачет и переводной экзамен: зачет - исполнение этюда (инструментальной пьесы) самостоятельно или под аккомпанемент преподавателя или других обучающихся); переводной экзамен - исполнение 1-2 (разнохарактерных) произведений. 2 год обучения В первом полугодии - зачет в форме академического концерта: исполнение 1-2 (разнохарактерных) произведений. Во втором полугодии - зачет и переводной экзамен: зачет - исполнение этюда (инструментальной пьесы) самостоятельно или под аккомпанемент преподавателя или других обучающихся); переводной экзамен - исполнение 1-2 (разнохарактерных) произведений. 3 год обучения В первом полугодии - зачет в форме академического концерта: исполнение 1-2 (разнохарактерных) произведений. Во втором полугодии - зачет и переводной экзамен: зачет - исполнение этюда (инструментальной пьесы) самостоятельно или под аккомпанемент преподавателя или других обучающихся); переводной экзамен - исполнение 1-2 (разнохарактерных) произведений. Механизм выявления образовательных результатов программы: Формы и режим контроля: № Вид Цель 1 Входной: чувство ритма Методы, формы Сроки проведе ния Выявление Прослуш Сентя способносте ивание, брь й детей на наблюден 29 Отслеживание результатов Ведение педагогом журнала развитость мелкой моторики левой руки координаци я движений правой и левой рук 2 3 Текущий: начало учебного года ие октябрь занятий, дневника педагогическог о наблюдения в виде таблицы с бальной системой оценок результатов. Коррекция индивидуаль ной работы, деление детей на творческие подгруппы Наблюде ния педагога, педагогич еский анализ В течение полуго дий Ведение педагогом журнала занятий, дневника педагогическог о наблюдения в виде таблицы с бальной системой оценок результатов, составление ежемесячных отчетов по показателям эффективного контракта, составление аналитического отчета. Зачетные занятия по темам и произведениям, концертные и конкурсные мероприятия. Промежуточ Фиксация ный: результатов обучения, мелкая коррекция моторика индивидуаль левой руки ной работы, Контроль Декаб ные рь– упражнен январь ия, исполнени е 30 Ведение педагогом журнала занятий, дневника педагогического наблюдения в исполнение обязательн ых программн ых произведен ий деление детей на творческие подгруппы исполнение произведен ий в определенн ой тональности 4 Итоговый: Оценка результативн исполнение ости произведен обучения, ий в коррекция определенн индивидуаль ой ного тональности образователь ного развитие координаци маршрута детей и голоса и слуха артистичнос ть музыкальн ых произведе ний. Промежут очная аттестация -зачетное занятие. виде таблицы с бальной системой оценок результатов, составление ежемесячных отчетов по показателям эффективного контракта, составление аналитического отчета. Зачетные занятия по темам и произведениям, концертные и конкурсные мероприятия. Исполне Апрел ние ь – май обязатель ных программ ных произведе ний, контрольн ых упражнен ий. Итоговая аттестация в форме экзаменаконцерта Ведение педагогом журнала занятий, дневника педагогического наблюдения в виде таблицы с бальной системой оценок, составление ежемесячных отчетов по показателям эффективного контракта, составление аналитического отчета. Зачетные занятия по темам и произведениям, концертные и конкурсные мероприятия. Итоговая аттестация (май) в форме 31 экзаменаконцерта, итоги участия в конкурсах, концертах, фестивалях Критерии оценки (зачет I полугодие) Оценка «Зачет» «Не зачет» Критерии оценивания выступления - Точное исполнение ритмического рисунка; - Умение ярко показать контраст динамических оттенков f, p; - правильная посадка ,постановка рук. - Безошибочное, уверенное исполнение, отсутствие фальшивых нот; в случае остановки умение продолжить и закончить произведение - Грубое нарушение ритмического рисунка; - Исполнение произведений одним динамическим оттенком; - Слабое знание текста; частичные ошибки (более трех), остановки, фальшивые ноты, незаконченное произведение; - неправильная посадка ученика за инструментом (нет опоры в ногах, сутулая спина, плечи подняты, локти прижаты); - неправильная постановка рук (зажаты кисти, заваливаются фаланги пальцев, пальцы торчат). Критерии оценки (экзамен II полугодие) Оценка 5 («отлично») 4 («хорошо») Критерии оценивания - исполнение произведений ярко, эмоционально, выразительно, безошибочно - выполнение всех требований по организации игрового аппарата - четкая артикуляция, контакт с инструментом - безошибочное, уверенное исполнение, отсутствие фальшивых нот; в случае остановки умение продолжить и закончить произведение - игра в ансамбле, слаженность, чувство коллектива. - некоторые неточности в приемах исполнения штрихов, артикуляции - недостаточно уверенная игра, с ошибками - частичное нарушение в посадке ученика, не совсем правильное положение рук 32 3 («удовлетворительно») 2 («неудовлетворительно») «зачет» (без отметки) - недостаточно хороший контакт с инструментом - недостаточно яркий контраст f, p - неправильные приемы исполнения штрихов - безопорная игра Полное несоответствие программным требованиям Достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям 33 3.3 Оценочные материалы 3.3.1.Оценочные материалы (пакет диагностических методик) Фондом оценочных средств служат произведения репертуара текущего учебного года. Для зачета или экзамена учащийся выбирает произвольно и исполняет две песни из репертуара или одну инструментальную пьесу. Комплект оценочных средств дополнительной общеобразовательной программы «Кружок гитарной песни и гитарной миниатюры «Шесть струн» Примерный перечень произведений к зачету и экзамену 1 года обучения: 1. Кузнечик (Н.Носов-В. Шаинский) 2. Во поле береза.. (русская народная песня) 3. Во саду ли.. (русская народная песня) 4. Каравай (русская народная песня,(обр. М.Бугова), по нотам или табам) 5. Яблочко (русская народная песня) 6. Морячка (из репертуара О.Газманова) 7. Кот-мореход (П.Синявский) 8. Разбросала.. (А.Волков) 9. «Алые паруса» (автор неизвестен, «вожатская народная» песня) Примерный перечень произведений к зачету и экзамену 2 года обучения: 1. Quizás, quizás, quizás (О.Фаррес) 2. Я привык улыбаться людям…(из репертуара С.Трофимова) 3. Улица Сталеваров (В.Стрыкало) 4. Let my people go (П. Робсон, из репертуара Л.Армстронга) 5. Canción del mariachi (Antonio Banderas и Los Lobos, «Desperado») 6. Эх, дороги... (А.Новиков) 7. Крыша дома твоего (Ю.Антонов) 8. Изгиб гитары… (О.Митяев) 9. Наполним музыкой сердца (Ю.Визбор) 10. Серега Санин (Ю.Визбор) 11. Рыба-кит (Ю.Ким) 12. Казачья (А.Розенбаум) 13. Есаул молоденький (А.Розенбаум) 14. Утки (А.Розенбаум) 15. Сенсация (Ю.Ким) 16. Новогоднее ассорти (инструментальное попурри известных произведений) 34 Примерный перечень произведений к зачету и экзамену 3 года обучения: 1. «Кубинский танец» (автор неизвестен, инструментал) 2. Поговори со мной (инструментал, Н.Рота) 3. Нам нужна одна победа (Б.Окуджава) 4. Юность в сапогах (из т/с "Солдаты", гр. "Конец фильма") 5. Любите девушки (из репертуара гр."Браво") 6. Наш дом (из репертуара гр."Машина времени") 7. Марионетки (из репертуара гр."Машина времени") 8. Трава у дома (Земляне) 9. Песня Красных казаков (А.Розенбаум) 10. Этюд в ля миноре (А.Кудряшов) 11. О, позабудь… (инструментал, романс из репертуара Ф.Гойя) 12. La Cucaracha (мексик. народная песня) 13. «Пираты Карибского моря (He's a pirate)» (Ханс Циммер) 14. The Wind of Change ("Ветер перемен" из репертуара гр."Scorpions") 3.3.2.Система мониторинга результатов № Вид Цель Методы, формы 1 Входной: чувство ритма развитость мелкой моторики левой руки координаци я движений правой и левой рук Выявление Упражне способносте ния, й стартового наблюден уровня. ие, опрос, тест. 2 Текущий: Коррекция Наблюде групповой и ния индивидуаль педагога, ной работы педагогич еский анализ, опрос, 35 Сроки проведе ния Сентя брь октябрь В течение полуго дий Отслеживание результатов Дневник педагогическог о наблюдения в виде таблицы с бальной системой оценок результатов, составление на основе его данных карт результативнос ти освоения ДООП. Дневник педагогическог о наблюдения в виде таблицы с бальной системой оценок тест. 3 Промежуточ Фиксация ный: результатов обучения, мелкая коррекция моторика групповой и левой руки индивидуаль исполнение ной работы обязательн ых программн ых произведен ий исполнение произведений в определенно й тональности 4 Итоговый: Оценка результативн исполнение ости произведен обучения, ий в коррекция определенн индивидуаль ой ного тональности образователь ного развитие координаци маршрута детей и голоса и слуха артистичнос ть результатов, составление на основе его данных карт результативнос ти освоения ДООП. Контроль Декаб ные рь– упражнен январь ия, исполнени е музыкальн ых произведе ний. Промежут очная аттестация -зачетное занятие. Дневник педагогического наблюдения в виде таблицы с бальной системой оценок результатов, составление на основе его данных карт результативности освоения ДООП. Исполне Апрел ние ь – май обязатель ных программ ных произведе ний, контрольн ых упражнен ий. Итоговая аттестация в форме экзамена- Дневник педагогического наблюдения в виде таблицы с бальной системой оценок результатов, составление на основе его данных карт результативности освоения ДООП. 36 концерта 3.4. Методические материалы Организационные условия Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие: 1. аудитория для занятий; 2. стулья; 3. подставки (под ноги); 4. пюпитры; 5. фонд музыкальных материалов известных музыкантов. Средства и материалы Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: 1. инструмент (личный для каждого учащегося); 2. гитарные тюнеры; 3. метроном и тон-генератор; 4. звукоусиливающая аппаратура; 5. доска меловая, либо грифельная, либо White Board с маркерами; 6. ПК с необходимым ПО. Дидактическое обеспечение Из дидактического обеспечения необходимы: 1. аудио- и видеозаписи произведений из примерного перечня произведений к зачету и экзамену п.п. 3.3.1 п.3.3 «Оценочные материалы» данной программы (10 -15 шт. на группу для раздачи на флеш-накопители для самостоятельного изучения); 2. тексты слов и нотные тексты (табы) произведений из примерного перечня произведений к зачету и экзамену п.п. 3.3.1 п.3.3 «Оценочные материалы» данной программы, (10 -15 шт. на группу для раздачи); 3. брошюры аккордов и аккордовых сеток для раздачи обучающимся индивидуального пользования и самостоятельного изучения. для Также могут быть использованы компьютерные программы: гитарный секвенсор табулатур TuxGuitar и нотатор Muse Score, что позволяет информационный материал передавать детям в качестве средства самостоятельной подготовки. 37 3.5 Календарный учебный график Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 14, пункт 8.3, приложение №3). Календарный учебный график является приложением к дополнительной общеразвивающей программе и составляется на учебный год или период (месяц, четверть, полугодие и т.д.) для каждой учебной группы. Календарный учебный график по данной дополнительной общеобразовательной программе составлен, исходя из содержания приведенного ниже тематического плана для каждой группы в отдельности. 4. Список литературы Обучающимся: 1. Буторин А. Определитель аппликатуры для шестиструнной гитары. – «Музыка», 2006. 2. Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки. – «Музыка», 2003 3. Гнесина Ю.Л. «Аккомпанемент на гитаре», М., «Дека», 2003 4. Манилов В.А. «Учись аккомпанировать на гитаре». – Музична Украiна. – 2002 5. Ширялин А. В. Поэма о гитаре. – М. 2004. Педагогу: 1. Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» - М.: Школьная Пресса, 2008 г. 2. Киселева Т., Красильников Ю. «Социально-культурная деятельность», М. 2004 г. 3. Коджаспирова Г.М. «Педагогика» - М.: Гардарики, 2004 г. 4. Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Лен. 1988 г. 5. Рогаль-Левицкий Д. «Современный оркестр», МД, 1956 г. 38 5. Приложения к программе Репертуарный план 1.Кузнечик (Н.Носов - В. Шаинский) 2.Во поле береза… (русская народная песня) 3.Во саду ли.. (русская народная песня) 4.Каравай(русская народная песня,(обр. М.Бугова), по нотам или табам) 5.Яблочко (русская народная песня) 6.Морячка (из репертуара О.Газманова) 7.Кот-мореход (П.Синявский) 8.Разбросала... (А.Волков) 9.«Алые паруса» (автор неизвестен, «вожатская народная» песня) 10. Quizás, quizás, quizás (О.Фаррес) 11. Я привык улыбаться людям…(из репертуара С.Трофимова) 12. Улица Сталеваров (В.Стрыкало) 13. Let my people go (П. Робсон, из репертуара Л.Армстронга) 14. Canción del mariachi (Antonio Banderas и Los Lobos, «Desperado») 15. Эх, дороги... (А.Новиков) 16. Крыша дома твоего (Ю.Антонов) 17. Изгиб гитары… (О.Митяев) 18. Наполним музыкой сердца (Ю.Визбор) 19. Серега Санин (Ю.Визбор) 20. Рыба-кит (Ю.Ким) 21. Казачья (А.Розенбаум) 22. Есаул молоденький (А.Розенбаум) 23. Утки (А.Розенбаум) 24. Сенсация (Ю.Ким) 25. «Кубинский танец» (автор неизвестен, инструментал) 26. Поговори со мной (инструментал, Н.Рота) 39 27. Нам нужна одна победа (Б.Окуджава) 28. Юность в сапогах (из т/с "Солдаты", гр. "Конец фильма") 29. Любите девушки (из репертуара гр. "Браво") 30. Наш дом (из репертуара гр. "Машина времени") 31. Марионетки (из репертуара гр. "Машина времени") 32. Трава у дома (Земляне) 33. Песня Красных казаков (А.Розенбаум) 34. Этюд в ля миноре (А.Кудряшов) 35. О, позабудь… (инструментал, романс из репертуара Ф.Гойя) 36. La Cucaracha (мексик. народная песня) 37. «Пираты Карибского моря (He's a pirate)» (Ханс Циммер) 38. The Wind of Change ("Ветер перемен" из репертуара гр."Scorpions") 39. Вальс Д.Сагрерас (Легкие пьесы для шестиструнной гитары, сост. В.Колосов, М. 1995) 40. Вальс Ф.Карулли (Легкие пьесы для шестиструнной гитары, сост. В.Колосов, М. 1995) 41. Этюд Д.Сагрерас (Легкие пьесы для шестиструнной гитары, сост. В.Колосов, М. 1995) 42. Вальс. Аноним (Легкие пьесы для шестиструнной гитары, сост. В.Колосов, М. 1995) 43. Этюд. И.Петер (Легкие пьесы для шестиструнной гитары, сост. В.Колосов, М. 1995) 44. Танец. Г. Гетц (легкие пьесы для шестиструнной гитары, сост. В.Колосов, М. 1995) 40 6. Аннотация к дополнительной общеобразовательной программе «Кружок гитарной песни и гитарной миниатюры «Шесть струн» Цель программы - развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами любительско-бытового музицирования на шестиструнной гитаре и пения под аккомпанемент в условиях клуба по месту жительства. Программа предусматривает эстетическое воспитание детей и подростков в области музыкально-поэтического наследия и, благодаря упрощенной методике обучения, позволяет заинтересовать обучающихся и в короткое время обучить искусству аккомпанемента и пения под гитару. Программа является модифицированной, построена на основе авторской программы Мальцева В. С. «Обучение искусству аккомпанемента и пения под гитару», авторской программы Борисенко Н.В. «Гитарная песня». Возраст участвующих в реализации данной образовательной программы: от 9 до 18 лет. Режим занятий – 4 часа в неделю (2 раза по 2 академических часа (45 мин) с перерывом на отдых (15 мин)). В год - 144 академических часа. Объем программы - 432 часа. Программа предполагает несколько уровней обучения. Каждый обучающийся имеет доступ к любому из уровней, соответствующему его возрастным и индивидуальным особенностям, определяющим его готовность к освоению содержания Программы. По данной программе могут работать педагоги дополнительного образования, имеющие музыкальное образование, владеющие голосом и гитарой в песенном и классическом жанре. 41