Управление образования городского округа Первоуральск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Принята к реализации на заседании
методического совета
Протокол №11 от 22.07.2024г.
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Вдохновение»
Возраст обучающихся: 7-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Барейко Александра Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
г. Первоуральск
2024г.
Содержание
1. Общая характеристика программы
1.1. Пояснительная записка………………………………………………3
1.2. Цель и задачи…………………………………………………………6
1.3. Учебно-тематический план………………………………………….7
1.4. Планируемые результаты……………………………………………8
2. Комплекс организационно- педагогических условий………………9
2.1. Календарно учебный план……………………………………………9
2.2. Условия реализации программы…………………………………....10
2.3. Формы подведения итогов…………………………………………..10
3. Список литературы……………………………………………………..13
Приложения………………………………………………………………….14
2
1. Общая характеристика программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновение»
разработана с учетом нормативно-правовых и локальных актов:
Настоящая программа разработана с учётом учебных стандартов и
требований следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции
Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»).
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая
2023г. №1230-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ
от 31 марта 2022г. №678-р.».
4. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
5. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разно уровневые программы)».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические Требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
8. Методическими рекомендациями по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей, направленными
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.04.2017 № ВК-1232/09;
9.
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические
нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
10. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
3
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих
программ»
в
соответствии с социальным сертификатом».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в
приказ от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
12. Устав МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» г.
Первоуральск.
13. Положение о разработке дополнительных общеразвивающих
программ МБОУ ДО «ЦДО».
Программа «Вдохновение» направлена на формирование и развитие
у детей склонностей к занятиям изобразительным искусством и ручным
трудом.
Данная
программа
художественной
направленности
представляет собой синтезированный курс, созданный на основе
академических знаний, авторских разработок и адаптированных идей из
разных литературных источников.
1. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение, 1993.
2. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – Москва. Столетие,
1994.
3. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись.
Композиция. 1 – 11 класс. (для классов с углублённым изучением
предметов художественно-эстетического цикла). Москва – Просвещение.
1995.
4. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная
программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003
Актуальность
данной
дополнительной
общеразвивающей
программы определяется запросом со стороны родителей и учителей школ
микрорайона на программы художественного развития школьников и
обусловлена ее практической значимостью. Дети смогут применить
полученные знания и практический опыт при изображении природы,
людей, окружающей действительности, изготовлении сувениров и поделок,
что весьма важно для развития творческих способностей, самореализации
и самоутверждения ребенка. На занятиях по данной программе ребёнок
приобщается к искусству, детскому творчеству, академическим традициям,
ручному труду, используя и развивая творческий потенциал, заложенный в
нём природой.
Нынешнее общество предоставляет человеку неограниченные
возможности применения последних достижений науки и техники. В то же
время современные дети всё дальше отходят от понимания истоков
народной культуры и традиционных нравственных ценностей, духовного
богатства своего народа, без глубокого познания которых невозможно
выполнить социальный заказ общества − воспитание гражданина и
4
патриота.
В связи с этим новизна данной дополнительной
общеобразовательной программы основана на идее необходимости
формирования ценностных эстетических ориентиров сохранения
традиционных техник изобразительного искусства, осмысления ребенком
важности ручного труда в жизни человека.
В нашем городе у ребенка не так много возможностей для
приобщения к искусству. Поэтому на занятиях по программе
«Вдохновение» дети могут испытать радость творчества, освоить техники
работы графическими и живописными материалами.
Особенностью данной дополнительной общеразвивающей
программы является многообразие представленных в ней техник детского
творчества – акварель, гуашь, пастель, простые и цветные карандаши и др.
Программа адресована детям 7–13 лет, интересующимся
изобразительным искусством и творчеством. Состав обучающихся
однородный. На обучение по данной программе принимаются все
желающие, при наличии сертификата дополнительного образования.
Программа «Вдохновение» имеет стартовый уровень.
Задачи стартового уровня:
1.
Обучающие: познакомить с основными понятиями, терминами
и определениями в предметной области; научить первоначальным знаниям
передачи, поиска, преобразования и хранения информации; научить
наблюдать и сопоставлять объекты и явления окружающего мира; научить
решать творческие задачи на уровне начального конструирования,
комбинирования, импровизации.
2.
Развивающие: развить любознательность, наблюдательность,
память, пространственные представления; развить коммуникативные
навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе; развить
интерес к творческой деятельности; развить стремление к самопознанию и
самоопределению и др.
3.
Воспитательные: воспитать потребность в самообразовании и
творческой реализации, самооценку собственного «Я», чувство
коллективизма; воспитать уважительное отношение к истории и культуре
как источнику жизненного опыта.
Объем программы 1 год обучения – 144 часа.
Срок освоения программы ‒ 1 год.
Программа состоит из четырех блоков:
- первый блок программы нацелен на изучение природного мира,
доминирующей темой является обучение изображению растений и
животных.
- второй блок больше связан с изображением человека, изучением
пропорций лица и тела, творческими работами, включающими
изображение фигуры человека.
- третий блок – направлен на раскрытие креативности, выполнение
нестандартных заданий, изучение различных композиционных решений.
5
- четвертый блок – это синтез предыдущих трёх блоков, направлен на
выполнение более сложных композиционных задач, включение фигуры
человека в творческие работы, приближение к пониманию слова «картина».
Форма обучения – аудиторная (очная).
Занятия по программе «Вдохновение» проводятся в форме
творческой мастерской, открытого урока, мастер-класса (проводимого
педагогом, обучающимися с помощью педагога или обучающимися
самостоятельно), участия в выставке, классического занятия в аудитории.
Режим занятий
Продолжительность занятия – 2 раза по 40 минут с 10-минутным
перерывом.
Возможно деление группы на 2 подгруппы. Такая организация
занятий позволит уделить большее внимание индивидуальной работе с
детьми.
Наполняемость в группах составляет 12-15 человек.
Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный, исследовательский.
На занятиях проводятся беседы, устное изложение и объяснение
материала, показ образцов изделий, иллюстраций и видеоматериалов, показ
педагогом приёмов выполнения изделия, анализ последовательности
выполнения работы детьми совместно с педагогом, практические занятия,
работа по образцу и алгоритму, решение поставленной задачи совместно с
педагогом, самостоятельное выполнение творческой работы или её части.
Типы занятий – практическое, комбинированное, контрольное.
1.2.
Цель и задачи
Цель программы – формирование и развитие нравственной и
творческой личности через занятия изобразительным искусством.
Задачи:
обучающие
- обучить разнообразным трудовым навыкам и умениям при работе с
акварелью, гуашью, карандашами и различными графическими
материалами.
развивающие
- формировать художественные знания, практические умения в
области культуры ИЗО;
- способствовать развитию творческого мышления (развивать
творческие и конструкторские способности детей), ответственности,
самостоятельности;
6
- раскрыть интеллектуально-эстетический потенциал личности,
включающий развитие познавательных способностей, эстетического
отношения к действительности;
- раскрыть истоки народного творчества, связь с современными
видами искусства;
воспитательные
- воспитывать культуру труда, культуру межличностных отношений;
- формировать умение адекватно оценивать результаты своей
деятельности.
1.3. Учебно - тематический план
№
1.
Название раздела, темы
Графика
Количество часов
Всего Теория
Практика
32
4
28
Формы
аттестации/контроля
Выставка, итоговый
урок
1.1.
Карандашная графика
6
0,5
5,5
1.2.
Акварельные карандаши
8
1
7
1.3.
Фломастеры.
Гелиевые ручки
Сухая пастель
14
2
12
4
0,5
3,5
Живопись
32
2
30
2.1.
Акварель
6
1
5
2.2.
Акварель в сочетании с
графическими материалами
Гуашь
10
2
8
16
2
14
3.
Свободное творчество
48
6
42
3.1.
Изображение человека
8
1
7
3.2.
Коллаж
4
0,5
3,5
Выставка
3.3.
Аппликация
4
0,5
0,5
Презентация работ
8
1
7
1.4.
2.
2.3.
3.4.
Иллюстрация
Взаимоанализ
работ
Выставка, итоговый
урок
Выставка, итоговый
урок
Презентация работ
Выставка, итоговый
урок
Итоговый урок,
взаимоанализ работ,
выставка
Выставка, итоговый
урок
Итоговый урок
Выставка работ
3.5.
Животный мир
6
0,5
5,5
3.6.
Квиллинг
4
0,5
3,5
Выставка работ
3.7.
Природные мотивы
14
2
12
Взаимоанализ работ
Композиция
32
5
27
Выставка, итоговый
урок
4.
7
4.1.
Пейзаж
12
2
10
Итоговый урок
4.2.
Иллюстрация
8
1
7
Итоговый урок
4.3.
Натюрморт
6
1
5
4.4.
Композиция
6
1
5
144
17
127
Итого:
Выставка, итоговый
урок
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Графика – 32 часа.
Теория – 4 часа. Знакомство с графическими материалами и техниками.
Беседа о возникновении графики как направления и её особенностях.
Практика – 28 часов. Создание творческих работ различными
графическими материалами. Упор на природные мотивы. Изучение
особенностей растительного мира. Знакомство со скетчингом и выполнение
творческих работ фломастерами.
Цель: развитие у детей навыков владения карандашом, фломастерами и
др. графическими материалами, развитие навыков копирования, создания
орнамента и мелких деталей.
Раздел 2. Живопись – 32 часа.
Теория - 2 часа. Беседа о видах живописных материалов и особенностях
работы с ними. Рассказ о техниках рисования акварелью. Гуашь и её свойства.
Выбор кистей для работы с различными видами красок.
Практика – 30 часов. Рисование в технике «по сырому», «лессировка».
Изучение света и цвета. Знакомство с пуантилизмом и мазковой техникой.
Раздел 3. Свободное творчество – 48 часов.
Теория – 6 часов. Беседа о видах искусства и комбинированных
техниках. Знакомство с коллажем, аппликацией и техникой квиллинг.
Изучение понятия иллюстрация.
Практика – 42 часа. Воссоздание творческих задумок при помощи
комбинированных техник, включение бумаги и декоративных элементов в
работы. Практика создания образов по теме сказок и рассказов
Раздел 4. Композиция – 32 часа.
Теория – 5 часов. Введение понятия «композиция» в практику. Понятие
«главное» и «второстепенное». Знакомство с натюрмортом. Изучение
распределения объёмов в рисунке. Попытки включения фигуры человека в
задумки.
Практика – 27 часов. Краткое знакомство с пропорциями лица и фигуры
человека. Выполнение рисунков с изображением большого количества
предметов. Выполнение иллюстраций, натюрмортов и композиций на
заданные темы.
8
1.4.
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения учебной программы и способы
определения их результативности.
Метапредметные:
• Владеть способами решения проблем творческого и поискового характера;
• Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения
несложных, технологических и организационных задач;
• Самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
• Сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец и грамотно
выражать результаты сравнения в устном высказывании;
• Уметь вступать в дискуссию, вырабатывать и отстаивать своё мнение,
сотрудничать и работать в команде, выступать перед аудиторией.
Личностные:
• Проявлять активность, готовность к выдвижению идей и предложений,
доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
• Уметь ставить цель и осуществлять ее;
• Понимать и сопереживать чувствам других людей;
• Проявлять силу воли, упорство в достижении цели;
• Проявлять уважительного отношения к истории и культуре других народов;
Предметные:
• Знать технику безопасности при работе с инструментами и материалами,
противопожарную безопасность;
• Самостоятельно организовывать свои действия с опорой на образец рисунка,
натуральный образец, графическое изображение, схемы;
• Уметь преобразовывать информационную задачу в творческую, практическую;
• Знать терминологию, используемую при работе в различных видах ИЗО;
• Овладеть технологическими приемами в работе различными живописными и
графическими материалами
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график составляется для каждой группы и
представлен в виде отдельного документа (Приложение №1). Педагог
оставляет за собой право вводить в календарный график изучение разных
видов изделий для каждой группы и регулировать количество часов на их
изготовление в зависимости от уровня подготовленности и освоения темы
обучающимися.
Год
обучения
1 год
дата
начала дата
обучения
окончания
обучения
08 сентября
30 мая
количество
учебных
недель
количество
учебных
часов
36
144
режим занятий
2 занятия по 2
часа в неделю
9
2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
Для проведения занятий творческого объединения используются
помещения клубов ЦДО. Выставки, конкурсы, мастер-классы, ярмарки, акции
и мероприятия проводятся на площадках ЦДО, Музее истории ОАО ПНТЗ, и
других площадках города и области.
Методические материалы:
- Инструкции;
- Информационные стенды и плакаты;
- Картотека шаблонов;
- Конспекты учебных занятий;
- Литература для педагога, обучающихся и родителей;
- Материалы городских методических объединений;
- Методические разработки;
- Образцы рисунков;
- Памятки;
- Планы работы;
- Эскизы и зарисовки;
- Схемы;
- Таблицы;
- Творческие работы обучающихся и педагога (Выставки);
- Тексты выступлений на семинарах и конференциях, педсоветах,
методических объединениях;
- Тематические папки;
- Тематическая подборка стихов и загадок;
- Фото- и видеоматериалы.
Материально-техническое обеспечение программы связано с наличием
следующих средств, предметов, инструментов и материалов:
• кабинет со столами, стульями, шкафами для выставки детских работ,
для пособий, изделий и литературы и маркерно-магнитной доской,
компьютером с выходом в интернет, проектором.
2.3 Формы подведения итогов
В процессе обучения осуществляется контроль, за уровнем знаний и
умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает
возможности обучающегося. Уровень усвоения программного материала
определяется по результатам выполнения практических работ.
Система контролирующих материалов
Входной контроль – проводится в начале обучения, у детей первого года
обучения. Определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка
10
(беседа, тесты).
Текущий контроль – проводится на каждом занятии, применяется для
оценки качества усвоения материала
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения
отдельных тем: тестовые задания, защита работ.
Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, определяет
уровень освоения программы. Это задания, в которых можно определить
уровень ЗУН и творческого проявления на всех этапах реализации
общеразвивающей дополнительной программы.
Формы подведения итогов
Выставки детских работ. Защита творческих работ. Открытые занятия.
Составление альбома с фотографиями лучших работ. Проведение выставок
работ обучающихся.
Критерии оценки результатов:
Критерии успешности реализации творческого потенциала
• Наличие наград (дипломов, грамот, призов и благодарственных писем).
• Стремление создавать свою, не имеющую аналогов работу.
• Самостоятельное решение творческих задач.
• Количество выполненных изделий, мероприятий, в которых ребёнок
принял участие.
• Качественное выполнение изделий.
Критерии развития личности
• Стремление принимать активное участие в предлагаемой деятельности,
стремление к сотрудничеству.
• Устойчивость интереса к данной деятельности и коллективу.
• Владение культурой общения в коллективе и нравственными
общепринятыми нормами поведения.
Педагогические технологии, используемые на занятиях
Технология, метод,
Образовательные
приём
события
Технология личностно- Участие в конкурсах,
ориентированного
выставках и массовых
обучения
мероприятиях разного
уровня.
Здоровьесберегающие
Участие в проведении
технологии
физкультурной
и
релаксирующей паузы.
Соблюдение правил ТБ.
Мозговой штурм
Результат
Способность выразить свои мысли
и идеи в работе, доводить начатое
дело до конца и реализовать себя в
творчестве
Соблюдение правил безопасности в
процессе
деятельности.
Способность заботиться о своём
здоровье. Умение распределять
периоды
малой
и
большей
подвижности во время занятий.
Создание эскиза, образа Способность творить, создавать
будущего рисунка
нечто принципиально новое на
основе полученных знаний и
применении собственной фантазии.
11
Технология
коллективного
творчества
Проектная технология
Педагогическая
мастерская
Информационнокоммуникативные
технологии
Обучение и общение в Способность работать в группе,
коллективе.
подгруппе
и
микрогруппе.
Научиться видеть и уважать труд
свой и своих сверстников, давать
адекватную оценку и самооценку
своей и их деятельности.
Разработка эскизов и Способность
разрабатывать и
проектов изделий.
зарисовывать эскизы и создавать
проекты изделий.
Самостоятельный поиск Способность
работать
новых знаний.
самостоятельно,
находить
и
применять на практике нужную
информацию
Владение
способами Способность найти необходимую
эффективного
поиска информацию с использованием
информации.
прикладных программ и средств
ИКТ
12
3. Список литературы
Для педагога:
1. Алехин А.Д. «Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа:
книга для учителя». – Москва. Просвещение, 1984.
2. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисования». – Москва. Столетие,
1994.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под редакцией В.В.
Давыдова. – Москва. Педагогика, 1991.
4. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – Москва. Просвещение, 1983.
5. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. – Москва.
Просвещение,1985.
Для обучающихся:
1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и
строишь. 1 кл. Просвещение. М. 2011г.
2. Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов. Изобразительное искусство для детей.
Виды и жанры изобразительного искусства. Астель. М. 2009г.
3. Неменская Л.А. Горяева Н.А. Питерских А.С. Изобразительное искусство.
Искусство вокруг нас. 3кл. Просвещение. М. 2008г.
4. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2кл.
Просвещение. М. 2014г.
5. Омельяненко Е.В. Основы цветоведения и колористики. Издательство ЮФ.
Ростовна Дону. 2010г.184 с. (электронная книга)
6. Печенежский А.Н. Школа рисования от А до Я. Рисуем пейзаж. Харьков.
2011г.
7. Вэнди Тэйт. Рисуем воду акварелью. Уроки живописи. Кристина. М. 2005г.
8. В.Н. Кожухов. Рисование в школе. – Издательство Учпедгиз, 1953г.
Для родителей:
1. П. Я. Павлинов. Для тех, кто рисует. – Издательство «Советский
художник», 1965.
2. Жан-Жак Дзяловски. Простые уроки для начинающих. – Махаон, 2024.
3. Надежда Ионина. 100 великих картин. – Вече, 2003 г.
4. Илья Репин. Далёкое близкое. – Издательство «Захаров», 2002
5. Паола Волкова. Лучшие художники. От Ренессанса до Нового времени. –
АСТ, 2020 г.
6. Наташа Йорк. Основы рисования. - АСТ, 2019 г.
Интернет-ресурсы:
1. The National Gallery of Art
На сайте Вашингтонской национальной галереи искусства хранятся цифровые
копии постоянной экспозиции. Все изображения находятся в открытом
публичном доступе. https://www.nga.gov/
2. Творческие занятие и мастер классы - https://creativebaby.ru/
3. Портал детского творчества - https://slonenok.fun/
4. Идеи для творчества, референсы - https://moreidey.ru/
13
Приложение 1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
к программе «Вдохновение»
на 202_-202_ учебный год
№
п/п
Дата
Тема занятия
занятия по
плану
Первое полугодие
1.
1 неделя
Тема 1.
8-14
сентября
2.
3.
Второе полугодие
Кол-во
часов
всего
Теория
Практика
Формы/
методы
контроля
2
1
1
Беседа,
опрос и
т.д.
Дата
занятия
по факту
Причины
отклонения
14