Управление образования городского округа Первоуральск Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» Принята к реализации на заседании методического совета Протокол №11 от 22.07.2024г. Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Вдохновение» Возраст обучающихся: 7-13 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Барейко Александра Евгеньевна, педагог дополнительного образования г. Первоуральск 2024г. Содержание 1. Общая характеристика программы 1.1. Пояснительная записка………………………………………………3 1.2. Цель и задачи…………………………………………………………6 1.3. Учебно-тематический план………………………………………….7 1.4. Планируемые результаты……………………………………………8 2. Комплекс организационно- педагогических условий………………9 2.1. Календарно учебный план……………………………………………9 2.2. Условия реализации программы…………………………………....10 2.3. Формы подведения итогов…………………………………………..10 3. Список литературы……………………………………………………..13 Приложения………………………………………………………………….14 2 1. Общая характеристика программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновение» разработана с учетом нормативно-правовых и локальных актов: Настоящая программа разработана с учётом учебных стандартов и требований следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»). 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р). 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023г. №1230-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022г. №678-р.». 4. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 5. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)». 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические Требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН). 8. Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 № ВК-1232/09; 9. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 10. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере 3 «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом». 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 25.08.2023 №963-Д «О внесении изменений в приказ от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 12. Устав МБОУ ДО «Центр дополнительного образования» г. Первоуральск. 13. Положение о разработке дополнительных общеразвивающих программ МБОУ ДО «ЦДО». Программа «Вдохновение» направлена на формирование и развитие у детей склонностей к занятиям изобразительным искусством и ручным трудом. Данная программа художественной направленности представляет собой синтезированный курс, созданный на основе академических знаний, авторских разработок и адаптированных идей из разных литературных источников. 1. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – Москва: Просвещение, 1993. 2. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – Москва. Столетие, 1994. 3. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись. Композиция. 1 – 11 класс. (для классов с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла). Москва – Просвещение. 1995. 4. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003 Актуальность данной дополнительной общеразвивающей программы определяется запросом со стороны родителей и учителей школ микрорайона на программы художественного развития школьников и обусловлена ее практической значимостью. Дети смогут применить полученные знания и практический опыт при изображении природы, людей, окружающей действительности, изготовлении сувениров и поделок, что весьма важно для развития творческих способностей, самореализации и самоутверждения ребенка. На занятиях по данной программе ребёнок приобщается к искусству, детскому творчеству, академическим традициям, ручному труду, используя и развивая творческий потенциал, заложенный в нём природой. Нынешнее общество предоставляет человеку неограниченные возможности применения последних достижений науки и техники. В то же время современные дети всё дальше отходят от понимания истоков народной культуры и традиционных нравственных ценностей, духовного богатства своего народа, без глубокого познания которых невозможно выполнить социальный заказ общества − воспитание гражданина и 4 патриота. В связи с этим новизна данной дополнительной общеобразовательной программы основана на идее необходимости формирования ценностных эстетических ориентиров сохранения традиционных техник изобразительного искусства, осмысления ребенком важности ручного труда в жизни человека. В нашем городе у ребенка не так много возможностей для приобщения к искусству. Поэтому на занятиях по программе «Вдохновение» дети могут испытать радость творчества, освоить техники работы графическими и живописными материалами. Особенностью данной дополнительной общеразвивающей программы является многообразие представленных в ней техник детского творчества – акварель, гуашь, пастель, простые и цветные карандаши и др. Программа адресована детям 7–13 лет, интересующимся изобразительным искусством и творчеством. Состав обучающихся однородный. На обучение по данной программе принимаются все желающие, при наличии сертификата дополнительного образования. Программа «Вдохновение» имеет стартовый уровень. Задачи стартового уровня: 1. Обучающие: познакомить с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области; научить первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации; научить наблюдать и сопоставлять объекты и явления окружающего мира; научить решать творческие задачи на уровне начального конструирования, комбинирования, импровизации. 2. Развивающие: развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления; развить коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе; развить интерес к творческой деятельности; развить стремление к самопознанию и самоопределению и др. 3. Воспитательные: воспитать потребность в самообразовании и творческой реализации, самооценку собственного «Я», чувство коллективизма; воспитать уважительное отношение к истории и культуре как источнику жизненного опыта. Объем программы 1 год обучения – 144 часа. Срок освоения программы ‒ 1 год. Программа состоит из четырех блоков: - первый блок программы нацелен на изучение природного мира, доминирующей темой является обучение изображению растений и животных. - второй блок больше связан с изображением человека, изучением пропорций лица и тела, творческими работами, включающими изображение фигуры человека. - третий блок – направлен на раскрытие креативности, выполнение нестандартных заданий, изучение различных композиционных решений. 5 - четвертый блок – это синтез предыдущих трёх блоков, направлен на выполнение более сложных композиционных задач, включение фигуры человека в творческие работы, приближение к пониманию слова «картина». Форма обучения – аудиторная (очная). Занятия по программе «Вдохновение» проводятся в форме творческой мастерской, открытого урока, мастер-класса (проводимого педагогом, обучающимися с помощью педагога или обучающимися самостоятельно), участия в выставке, классического занятия в аудитории. Режим занятий Продолжительность занятия – 2 раза по 40 минут с 10-минутным перерывом. Возможно деление группы на 2 подгруппы. Такая организация занятий позволит уделить большее внимание индивидуальной работе с детьми. Наполняемость в группах составляет 12-15 человек. Используемые методы: словесный, практический, иллюстративнодемонстрационный, познавательный, исследовательский. На занятиях проводятся беседы, устное изложение и объяснение материала, показ образцов изделий, иллюстраций и видеоматериалов, показ педагогом приёмов выполнения изделия, анализ последовательности выполнения работы детьми совместно с педагогом, практические занятия, работа по образцу и алгоритму, решение поставленной задачи совместно с педагогом, самостоятельное выполнение творческой работы или её части. Типы занятий – практическое, комбинированное, контрольное. 1.2. Цель и задачи Цель программы – формирование и развитие нравственной и творческой личности через занятия изобразительным искусством. Задачи: обучающие - обучить разнообразным трудовым навыкам и умениям при работе с акварелью, гуашью, карандашами и различными графическими материалами. развивающие - формировать художественные знания, практические умения в области культуры ИЗО; - способствовать развитию творческого мышления (развивать творческие и конструкторские способности детей), ответственности, самостоятельности; 6 - раскрыть интеллектуально-эстетический потенциал личности, включающий развитие познавательных способностей, эстетического отношения к действительности; - раскрыть истоки народного творчества, связь с современными видами искусства; воспитательные - воспитывать культуру труда, культуру межличностных отношений; - формировать умение адекватно оценивать результаты своей деятельности. 1.3. Учебно - тематический план № 1. Название раздела, темы Графика Количество часов Всего Теория Практика 32 4 28 Формы аттестации/контроля Выставка, итоговый урок 1.1. Карандашная графика 6 0,5 5,5 1.2. Акварельные карандаши 8 1 7 1.3. Фломастеры. Гелиевые ручки Сухая пастель 14 2 12 4 0,5 3,5 Живопись 32 2 30 2.1. Акварель 6 1 5 2.2. Акварель в сочетании с графическими материалами Гуашь 10 2 8 16 2 14 3. Свободное творчество 48 6 42 3.1. Изображение человека 8 1 7 3.2. Коллаж 4 0,5 3,5 Выставка 3.3. Аппликация 4 0,5 0,5 Презентация работ 8 1 7 1.4. 2. 2.3. 3.4. Иллюстрация Взаимоанализ работ Выставка, итоговый урок Выставка, итоговый урок Презентация работ Выставка, итоговый урок Итоговый урок, взаимоанализ работ, выставка Выставка, итоговый урок Итоговый урок Выставка работ 3.5. Животный мир 6 0,5 5,5 3.6. Квиллинг 4 0,5 3,5 Выставка работ 3.7. Природные мотивы 14 2 12 Взаимоанализ работ Композиция 32 5 27 Выставка, итоговый урок 4. 7 4.1. Пейзаж 12 2 10 Итоговый урок 4.2. Иллюстрация 8 1 7 Итоговый урок 4.3. Натюрморт 6 1 5 4.4. Композиция 6 1 5 144 17 127 Итого: Выставка, итоговый урок Содержание учебно-тематического плана Раздел 1. Графика – 32 часа. Теория – 4 часа. Знакомство с графическими материалами и техниками. Беседа о возникновении графики как направления и её особенностях. Практика – 28 часов. Создание творческих работ различными графическими материалами. Упор на природные мотивы. Изучение особенностей растительного мира. Знакомство со скетчингом и выполнение творческих работ фломастерами. Цель: развитие у детей навыков владения карандашом, фломастерами и др. графическими материалами, развитие навыков копирования, создания орнамента и мелких деталей. Раздел 2. Живопись – 32 часа. Теория - 2 часа. Беседа о видах живописных материалов и особенностях работы с ними. Рассказ о техниках рисования акварелью. Гуашь и её свойства. Выбор кистей для работы с различными видами красок. Практика – 30 часов. Рисование в технике «по сырому», «лессировка». Изучение света и цвета. Знакомство с пуантилизмом и мазковой техникой. Раздел 3. Свободное творчество – 48 часов. Теория – 6 часов. Беседа о видах искусства и комбинированных техниках. Знакомство с коллажем, аппликацией и техникой квиллинг. Изучение понятия иллюстрация. Практика – 42 часа. Воссоздание творческих задумок при помощи комбинированных техник, включение бумаги и декоративных элементов в работы. Практика создания образов по теме сказок и рассказов Раздел 4. Композиция – 32 часа. Теория – 5 часов. Введение понятия «композиция» в практику. Понятие «главное» и «второстепенное». Знакомство с натюрмортом. Изучение распределения объёмов в рисунке. Попытки включения фигуры человека в задумки. Практика – 27 часов. Краткое знакомство с пропорциями лица и фигуры человека. Выполнение рисунков с изображением большого количества предметов. Выполнение иллюстраций, натюрмортов и композиций на заданные темы. 8 1.4. Планируемые результаты Планируемые результаты освоения учебной программы и способы определения их результативности. Метапредметные: • Владеть способами решения проблем творческого и поискового характера; • Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных, технологических и организационных задач; • Самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; • Сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец и грамотно выражать результаты сравнения в устном высказывании; • Уметь вступать в дискуссию, вырабатывать и отстаивать своё мнение, сотрудничать и работать в команде, выступать перед аудиторией. Личностные: • Проявлять активность, готовность к выдвижению идей и предложений, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; • Уметь ставить цель и осуществлять ее; • Понимать и сопереживать чувствам других людей; • Проявлять силу воли, упорство в достижении цели; • Проявлять уважительного отношения к истории и культуре других народов; Предметные: • Знать технику безопасности при работе с инструментами и материалами, противопожарную безопасность; • Самостоятельно организовывать свои действия с опорой на образец рисунка, натуральный образец, графическое изображение, схемы; • Уметь преобразовывать информационную задачу в творческую, практическую; • Знать терминологию, используемую при работе в различных видах ИЗО; • Овладеть технологическими приемами в работе различными живописными и графическими материалами 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Календарный учебный график составляется для каждой группы и представлен в виде отдельного документа (Приложение №1). Педагог оставляет за собой право вводить в календарный график изучение разных видов изделий для каждой группы и регулировать количество часов на их изготовление в зависимости от уровня подготовленности и освоения темы обучающимися. Год обучения 1 год дата начала дата обучения окончания обучения 08 сентября 30 мая количество учебных недель количество учебных часов 36 144 режим занятий 2 занятия по 2 часа в неделю 9 2.2. Условия реализации программы Методическое обеспечение программы Для проведения занятий творческого объединения используются помещения клубов ЦДО. Выставки, конкурсы, мастер-классы, ярмарки, акции и мероприятия проводятся на площадках ЦДО, Музее истории ОАО ПНТЗ, и других площадках города и области. Методические материалы: - Инструкции; - Информационные стенды и плакаты; - Картотека шаблонов; - Конспекты учебных занятий; - Литература для педагога, обучающихся и родителей; - Материалы городских методических объединений; - Методические разработки; - Образцы рисунков; - Памятки; - Планы работы; - Эскизы и зарисовки; - Схемы; - Таблицы; - Творческие работы обучающихся и педагога (Выставки); - Тексты выступлений на семинарах и конференциях, педсоветах, методических объединениях; - Тематические папки; - Тематическая подборка стихов и загадок; - Фото- и видеоматериалы. Материально-техническое обеспечение программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов и материалов: • кабинет со столами, стульями, шкафами для выставки детских работ, для пособий, изделий и литературы и маркерно-магнитной доской, компьютером с выходом в интернет, проектором. 2.3 Формы подведения итогов В процессе обучения осуществляется контроль, за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности обучающегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. Система контролирующих материалов Входной контроль – проводится в начале обучения, у детей первого года обучения. Определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка 10 (беседа, тесты). Текущий контроль – проводится на каждом занятии, применяется для оценки качества усвоения материала Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: тестовые задания, защита работ. Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы. Это задания, в которых можно определить уровень ЗУН и творческого проявления на всех этапах реализации общеразвивающей дополнительной программы. Формы подведения итогов Выставки детских работ. Защита творческих работ. Открытые занятия. Составление альбома с фотографиями лучших работ. Проведение выставок работ обучающихся. Критерии оценки результатов: Критерии успешности реализации творческого потенциала • Наличие наград (дипломов, грамот, призов и благодарственных писем). • Стремление создавать свою, не имеющую аналогов работу. • Самостоятельное решение творческих задач. • Количество выполненных изделий, мероприятий, в которых ребёнок принял участие. • Качественное выполнение изделий. Критерии развития личности • Стремление принимать активное участие в предлагаемой деятельности, стремление к сотрудничеству. • Устойчивость интереса к данной деятельности и коллективу. • Владение культурой общения в коллективе и нравственными общепринятыми нормами поведения. Педагогические технологии, используемые на занятиях Технология, метод, Образовательные приём события Технология личностно- Участие в конкурсах, ориентированного выставках и массовых обучения мероприятиях разного уровня. Здоровьесберегающие Участие в проведении технологии физкультурной и релаксирующей паузы. Соблюдение правил ТБ. Мозговой штурм Результат Способность выразить свои мысли и идеи в работе, доводить начатое дело до конца и реализовать себя в творчестве Соблюдение правил безопасности в процессе деятельности. Способность заботиться о своём здоровье. Умение распределять периоды малой и большей подвижности во время занятий. Создание эскиза, образа Способность творить, создавать будущего рисунка нечто принципиально новое на основе полученных знаний и применении собственной фантазии. 11 Технология коллективного творчества Проектная технология Педагогическая мастерская Информационнокоммуникативные технологии Обучение и общение в Способность работать в группе, коллективе. подгруппе и микрогруппе. Научиться видеть и уважать труд свой и своих сверстников, давать адекватную оценку и самооценку своей и их деятельности. Разработка эскизов и Способность разрабатывать и проектов изделий. зарисовывать эскизы и создавать проекты изделий. Самостоятельный поиск Способность работать новых знаний. самостоятельно, находить и применять на практике нужную информацию Владение способами Способность найти необходимую эффективного поиска информацию с использованием информации. прикладных программ и средств ИКТ 12 3. Список литературы Для педагога: 1. Алехин А.Д. «Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя». – Москва. Просвещение, 1984. 2. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисования». – Москва. Столетие, 1994. 3. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под редакцией В.В. Давыдова. – Москва. Педагогика, 1991. 4. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – Москва. Просвещение, 1983. 5. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. – Москва. Просвещение,1985. Для обучающихся: 1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 кл. Просвещение. М. 2011г. 2. Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов. Изобразительное искусство для детей. Виды и жанры изобразительного искусства. Астель. М. 2009г. 3. Неменская Л.А. Горяева Н.А. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3кл. Просвещение. М. 2008г. 4. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2кл. Просвещение. М. 2014г. 5. Омельяненко Е.В. Основы цветоведения и колористики. Издательство ЮФ. Ростовна Дону. 2010г.184 с. (электронная книга) 6. Печенежский А.Н. Школа рисования от А до Я. Рисуем пейзаж. Харьков. 2011г. 7. Вэнди Тэйт. Рисуем воду акварелью. Уроки живописи. Кристина. М. 2005г. 8. В.Н. Кожухов. Рисование в школе. – Издательство Учпедгиз, 1953г. Для родителей: 1. П. Я. Павлинов. Для тех, кто рисует. – Издательство «Советский художник», 1965. 2. Жан-Жак Дзяловски. Простые уроки для начинающих. – Махаон, 2024. 3. Надежда Ионина. 100 великих картин. – Вече, 2003 г. 4. Илья Репин. Далёкое близкое. – Издательство «Захаров», 2002 5. Паола Волкова. Лучшие художники. От Ренессанса до Нового времени. – АСТ, 2020 г. 6. Наташа Йорк. Основы рисования. - АСТ, 2019 г. Интернет-ресурсы: 1. The National Gallery of Art На сайте Вашингтонской национальной галереи искусства хранятся цифровые копии постоянной экспозиции. Все изображения находятся в открытом публичном доступе. https://www.nga.gov/ 2. Творческие занятие и мастер классы - https://creativebaby.ru/ 3. Портал детского творчества - https://slonenok.fun/ 4. Идеи для творчества, референсы - https://moreidey.ru/ 13 Приложение 1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН к программе «Вдохновение» на 202_-202_ учебный год № п/п Дата Тема занятия занятия по плану Первое полугодие 1. 1 неделя Тема 1. 8-14 сентября 2. 3. Второе полугодие Кол-во часов всего Теория Практика Формы/ методы контроля 2 1 1 Беседа, опрос и т.д. Дата занятия по факту Причины отклонения 14